ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ФОТОКЛУБ ОПРОСЫ КАТАЛОГ ФОРУМ ССЫЛКИ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ADMIN
 FAQFAQ   ПользователиПользователи   Поиск по форумуПоиск по форуму   РегистрацияРегистрация   ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Мне подарили фотоаппарат в 1973 году

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ФОРУМ ХЭ -> МЫСЛИ О ФОТОГРАФИИ
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
nikipavl



Зарегистрирован: 04.09.2016
Сообщения: 7
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Сен 12, 2016 5:14 pm    Заголовок сообщения: Мне подарили фотоаппарат в 1973 году Ответить с цитатой

Мне подарили фотоаппарат в 1973 году

Нынешним обладателям смартфонов и мобильных телефонов не нужно дожидаться такого подарка, чтобы почувствовать себя фотографом и влюбиться в фотографию. Понять причины этой влюблённости можно, если сравнить себя с главным героем повести Владимира Федоровича Тендрякова «Весенние перевёртыши».

…1
«Дюшка Тягунов знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что прожил на свете уже тринадцать лет. Хорошо – учиться на пятерки, хорошо – слушаться старших, хорошо – каждое утро делать зарядку…
Учился он так себе, старших не всегда слушался, зарядку не делал, конечно, не примерный человек – где уж! – однако таких много, себя не стыдился, а мир кругом был прост и понятен.
Но вот произошло странное. Как-то вдруг, ни с того ни с сего. И ясный, устойчивый мир стал играть с Дюшкой в перевертыши».

— Играет ли ясный, устойчивый мир с Вами в перевёртыши?

…2
«А на улице за эти пятнадцать минут что-то случилось. Небо, солнце, воробьи, девчонки – все как было, и все не так. Небо не просто синее, оно тянет, оно засасывает, кажется, вот-вот приподымешься на цыпочки да так и останешься на всю жизнь. Солнце вдруг косматое, непричесанное, весело-разбойное. И недавно освободившаяся от снега, продавленная грузовиками улица сверкает лужами, похоже, поеживается, дышит, словно ее пучит изнутри. И под ногами что-то посапывает, лопается, шевелится, как будто стоишь не на земле, а на чем-то живом, изнемогающем от тебя. И по живой земле прыгают сухие, пушистые, согретые воробьи, ругаются надсадно, весело, почти что понятно. Небо, солнце, воробьи, девчонки – все как было. И что-то случилось».

— Что же случилось?

…3
«Дюшка стоял возле крыльца, глядел на грачей, на молодую, крепкую березку, окутанную по ветвям сквозным зеленым дымком, на старый пень посреди истоптанного двора. Днем этот пень как-то незаметен, сейчас нахально лезет в глаза. И неспроста!
Неожиданно Дюшка ощутил: что-то живет на пустой улице, что-то помимо грачей, березки, старого пня.
Солнце переливалось через крышу, заставляло жмуриться, длинные тени пересекали помятую машинами дорогу, грачи блуждали между тенями, в полосах солнечного света. Что-то есть, что-то, заполняющее все, – невидимое, неслышимое, крадущееся по поселку мимо Дюшки. И оно всегда, всегда было, и никто никогда не замечал его. Никто никогда, ни Дюшка, ни другие люди!
Дюшка стоял затаив дыхание, боясь спугнуть свое хрупкое неведение. Вот-вот – и откроется. Вот-вот – великая тайна, не подвластная никому. Стоит лишь поднапрячься – вот-вот…
Береза… Она в сквозной дымке. Вчера этой дымки не было – ночью распустились почки. Что-то тут, рядом, а не дается.
Грачи неожиданно, как по приказу, дружно, молча, деловито, с натужной тяжестью взлетели. Хлопанье крыльев, шум рассекаемого воздуха, сизый отлив черных перьев на солнце. Где-то в конце улицы сердито заколотился звук работающего мотора. Грачи, унося с собой шорох взбаламученного воздуха, растаяли в небе. Заполняя до крыш улицу грубым машинным рыком и грохотом расхлябанных металлических суставов, давя ребристыми скатами и без того вмятую щебенку, прокатил лесовоз-тягач с пустым мотающимся прицепом.
Он прокатил, скрылся за домами, но его грубое рычание еще долго билось о стены домов, о темные, маслянисто отсвечивающие окна. Но и этот отзвук должен исчезнуть. Непременно. И он исчез.
И береза в зеленой дымке, которой вчера не было… Вот-вот – тайна рядом, вот-вот – сейчас!..
Пуста улица, нет грачей. Улица та же, но и не та – изменилась. Вот-вот… Кажется, он нащупывает след того невидимого, неслышимого, что заполняет улицу, крадется мимо.
Хлопнула где-то дверь, кто-то из людей вышел из своего дома. Скоро появится много прохожих. И улица снова изменится. Скоро, пройдет немного времени…
И Дюшка задохнулся – он понял! Он открыл! Сам того не желая, он назвал в мыслях то невидимое и неслышимое, крадущееся мимо: "Пройдет немного времени и…"
Время! Оно крадется.
Дюшка его увидел! Пусть не само, пусть его следы.
Вчера на березе не было дымки, вчера еще не распустились почки – сегодня есть! Это след пробежавшего времени!
Были грачи – нет их! Опять время – его след, его шевеление! Оно унесло вдаль рычащую машину, оно скоро заполнит улицу людьми…
Беззвучно течет по улице время, меняет все вокруг.
И этот старый пень – тоже его след. Когда-то тут, давным-давно, упало семечко, проклюнулся росточек, стал тянуться, превратился в дерево…
Течет время, рождаются и умирают деревья, рождаются и умирают люди. Из глубокой древности, из безликих далей к этой вот минуте – течет, подхватывает Дюшку, несет его дальше, куда-то в щемящую бесконечность.
И жутко и радостно… Радостно, что открыл, жутко – открыл-то не что нибудь, а великое, дух захватывает!
Течет время…»

— Что же делать? Снимать видео?

…4
«Дома после обеда он раскрыл задачник: "Два путешественника…" Тайна, даже две маленькие – сколько прошел первый и сколько второй путешественник. Тайны так себе, самые завалящие, но для тренировки сгодятся. Дюшка навис над задачником и стал думать.
Путешественники не имели ни лиц, ни имен, ни характеров, они отличались друг от друга только тем, что один на полчаса раньше отправился в путь. Полчаса – тридцать минут… Минуты помогли открыть тайну пройденных километров. в другой задачке угол в градусах помог узнать высоту заводской трубы. в третьей – длина и ширина бака водонапорной башни подсказала, сколько пионеров отдыхало в пионерском лагере.
На улице Жан-Поля Марата зажигались окна. Большой кран купался в зеленом закате. Старуха Знобишина снова протащила на веревке козу, на этот раз в другую сторону – к дому. Дюшка вышел погулять.
Он решил подряд несколько задач, и голова с непривычки отяжелела, казалось, даже немного распухла, но на душе – покойно. Дюшка был так доволен собой, что даже походка у него стала медленной и задумчивой.
Странная вещь математика. Она связывает между собой, казалось бы, самые несвязуемые вещи – градусы с заводской трубой, бак водокачки с отдыхающими пионерами! Или бесконечность Вселенной – кому, казалось бы, до нее какое дело! – нет, она обещает Левке Гайзеру новую жизнь… после смерти. Ничего себе!
За домами в тишине кричали лягушки, не столь шумно, как прежде, не столь звонко, но по-прежнему картаво, с усердием. Вспомнилась лягушка, распятая на Санькиной веревочке, с ржаво-золотым глазом, дышащим желтым брюхом. Она, незваная, влезла в чинные и умные Дюшкины мысли о математике. Эта лягушка заставила Дюшку носить в портфеле кирпич. Лягушка и кирпич – тоже странная связь. И математика здесь ни при чем. Оказывается, не только в задачнике, но и в самой жизни есть эти странные до нелепости связи.
Лягушка и кирпич, бесконечная Вселенная и вторая жизнь как подарок… А старинная красавица, давным-давно умершая Наталья Гончарова, вдруг неожиданно нарушила спокойствие Дюшкиной жизни. Больше того, если б эта Наталья Гончарова сто с лишним лет назад носила другую прическу – не с завитками у висков, – с Дюшкой ничего особенного не случилось бы: не обращал бы теперь на Римку Братеневу внимания, не связался бы с Санькой из-за лягушки, не схватил бы очередную двойку у Васи-в-кубе, не сошелся бы близко с Левкой Гайзером, не получил бы от него книгу о галактиках, не заметил бы странности задачника, не открыл бы для себя удивительных связей в мире. Подумать только, все оттого, что Наталья Гончарова, жена Пушкина, носила модную для тех лет прическу с локончиками.
А вдруг да… Дюшка задохнулся от догадки. Вдруг да Наталья Гончарова и Римка Братенева!.. И очень даже просто, Левка Гайзер все объяснил: атомы случайно сложились в Римке точно так, как прежде лежали в жене Пушкина. Родилась девчонка, никому и в голову не пришло, что она уже однажды рождалась. По ошибке ее назвали Римкой. И сама Римка ничего не знает, только Дюшка нечаянно открыл сейчас ее секрет…
Левка Гайзер неизвестно еще появится ли, а Наталья Гончарова появилась… И где? в поселке Куделино! С Дюшкой рядом!
Растекался над сумеречным поселком зеленый закат. Тихо и пустынно на улице Жан-Поля Марата. Недружный крик лягушек не нарушает тишину. И покой, и удивление, и почтительный страх, и восторг Дюшки перед миром. Знакомый мир опять перевернулся – неожиданной стороной, дух захватывает».

— Сколько нас — влюблённых в фотографию?

Влюблённых не один миллиард человек. Фотографов много меньше.

— Как же отличить восторженного влюблённого от фотографа?

Если Вы влюбились в фотографию, и всё своё свободное время тратите на фотографирование, а фотографирование в самом начале кажется процессом не сложным, снимков у вас всё больше и больше… Все потрясающие, изящные, неожиданные, красивые, потому что все первые в Вашей жизни.
По-моему, Тендряков достаточно точно и полно описывает, как меняется взгляд на мир впервые влюблённого молодого человека — то же самое чувствует и начинающий фотограф. Вот таким «взглядом на мир» влюблённых в фотографию заполнены социальные сети и фотофорумы.
Чаще всего только опыт фотографа и его терпение помогают достичь результата фотографирования — получить отпечаток фотографии «как хотелось». Лучше, конечно, «на руки», но сначала хотя бы и на экране монитора.
Единственное требование — отпечаток должен соответствовать задуманному, а может быть, и импровизированному сценарию, но обязательно полностью, до самой мелкой детали. Помните, что у художника есть мастихин, а у фотографа графический редактор. Кадры, в отличие от холста на подрамнике, «режутся» без проблем: произвольно, в исходной пропорции или под габариты разных мониторов...

— Фотография дама достаточно утончённая, некоторые даже говорят, что капризная…

Поэтому фотограф, не растерявший своей влюблённости в фотографию, строит процесс фотографирования по плану, то есть заранее знает, где, когда и что будет лучше всего выглядеть на отпечатанной фотографии. Аналогия со счастливой семейной жизнью тут очевидна. Со всеми следствиями опыта и терпения.
У фотографа план получения отпечатка сделанной фотографии начинается со сценария. Некоторые называют подготовку к процессу фотографирования «выбором темы», «поиском сюжета»… Мне же понравилось, что сценаристов (для любой киношколы) учат писать сценарий по блокам, что очень похоже на составление плана работ.
В сценарии, как и в плане, важна не последовательность сочинения блоков, а обязательное заполнение всех блоков ответами на поставленные в них вопросы. Отмечу, что сценариев в голове фотографа складывается не один. Их много. Некоторые, возможно, уже готовы к осуществлению именно способом импровизации – один-два блока остались в них «не заполнены» или, как говорится, «не решены». Короче...

— Из чего составляется план съёмок, или фотосценарий?

…5
Блок «Место и время происходящего действия».
Натура: лес, поле, улица, площадь или интерьер: квартира, комната в общежитии, ресторан, тюрьма, вокзал, etc… в том числе и новый свет у стола для натюрмортов в студии. Может быть, и новый объект, своим внешним видом определяющий или «место», или «время» действия.

…6
Блок «Описание происходящего действия».
Можно догадаться, что зритель будет внимательнее разглядывать отпечаток фотографии (возможно, пока на мониторе), если по Вашему сценарию некая «старуха Знобишина снова протащила на веревке козу, на этот раз в другую сторону» — в тюрьму или ресторан, а не в лес или домой. Стрит-фотографы поцелуи ловят в парках, на вокзалах, в аэропортах, а «козьи тропы» ищут и находят в городах именно между рестораном и тюрьмой…

…7
Блок «Имя героя».
Тут, пожалуйста, без Элеонор и Христофоров, а лучше вот так: Бабушка, Парень, если Старуха, то необязательно Знобишина. Пара Бомжей, Красавчик, Старик или Маменькин Сынок. То есть в «имени» нужно указать на что-то типическое: на возраст или внешний вид, манеру поведения. Возможно использование имён исторических, литературных или киноперсонажей.

…8
Самый трудный блок для фотосценария — «Реплика героя, персонажа».
Мимика, жесты, поза. Ловить момент, оценивая попадание в сценарий, моментально меняя сценарий, то есть импровизируя в занятом фотографом месте съёмки. Конечно, надежда питает юношей, умирая последней. Терпения всем.

…9
Блок «Ремарки».
Детали экстерьера на натуре, предметы в интерьере. В натюрморте случается достаточно продолжительная для зрителя «беседа» или много молчаливых свидетелей затеянного действия. Надо выбирать — толпа или свидетели…
Или импровизировать на подготовленную тему.

…10
Блок «Титр или название».
Чаще всего «решается» в последнюю очередь. Иногда после нескольких комментариев критиков к первому авторскому варианту названия.

Ну и куда же без «списка использованной литературы»:

1. Текст для цитирования (1 4) повести «Весенние перевёртыши» Владимира Тендрякова предоставлен правообладателем:
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=18911996

2. Источник цитирования «блоки киносценария» (5 10):
http://ostrov.ucoz.net/forum/41-119-1
Ещё оттуда же: «Киноискусство можно причислить к такому разделу искусства, как написание рассказов, но у кино есть четко проявленный и важный набор характеристик, называемый структурой сценария».
Это словосочетание «структура сценария» мне очень понравилось.
Если видеотехнологии (кино и телевидение) по-разному, но отделили труд «придумщика» — автора идеи, автора замысла, сценариста… — от труда оператора, и осветителя конечно, то фотограф совмещает в себе и сценариста, и режиссёра — целую киногруппу. Даже водитель — это он же! Любитель фотографирования, стремящийся стать настоящим фотографом. Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ФОРУМ ХЭ -> МЫСЛИ О ФОТОГРАФИИ Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

Anti Bot Question MOD - phpBB MOD against Spam Bots

Яндекс цитирования Номинант Премии Рунета 2006, 2008 Page copy protected against web site content infringement by Copyscape Каталог фоторесурсов Рунета Фотожурнала ХЭ Вебмастеру: нажмите, чтобы узнать, как разместить на своём сайте кнопку Фотожурнала ХЭ