Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
ХЭ Администратор

Зарегистрирован: 17.11.2005 Сообщения: 5081 Откуда: Россия, Москва
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Дмитрий Мошкин
Зарегистрирован: 21.02.2011 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Чт Апр 21, 2011 10:56 pm Заголовок сообщения: |
|
|
По моим ощущениям , этот эффект "работает", когда на картине много однотипных , сравнимых по значению деталей , расположенных в горизонтальной "цепочке". В "Боярыне Морозовой " - это лица . Возможно , срабатывает стереотип чтения или счёта . Тогда относительно понятен и возраст проявления такого механизма восприятия . Что касается лиц , составленных из разных половинок , то они безусловно разные , но не однозначно : добрый - злой . Тут , мне кажется , вступает в силу подсознательный физиогномический опыт , что на левую и правую стороны лица проецируются разные аспекты личности . В этом , может быть , и есть причина странности восприятия своего лица на фотографии -- мы чаще видим себя в зеркале .  |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Alexander BocharOFF
Зарегистрирован: 29.03.2010 Сообщения: 34
|
Добавлено: Пт Апр 22, 2011 4:17 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Согласен, пример с лицами относится к области физиогномики, и неудачен в данном контексте.
Со статьёй, тоже согласен. Значение обсуждаемого эффекта сильно преувеличено. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
den123
Зарегистрирован: 22.04.2011 Сообщения: 1
|
Добавлено: Пт Апр 22, 2011 6:36 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Хочу поделиться интересным, на мой взгляд, наблюдением.
Первый раз я увидел эту статью на работе, прочитал ее ООООчень бегло и быстро перешел на изображения с примерами. Тогда мне все показалось очень убедительным, т.е. все примеры "работали".
Сегодня выдалось свободное время и я прочитал статью внимательно - все примеры перестали работать!!!!
Объяснить это я затрудняюсь, но факт так сказать на лицо. _________________ С наилучшими пожеланиями! |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Alexander BocharOFF
Зарегистрирован: 29.03.2010 Сообщения: 34
|
Добавлено: Пт Апр 22, 2011 7:36 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Примеры, нужно проверить на ком-то, вообще не читавшем статью. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Маргарита
Зарегистрирован: 28.04.2011 Сообщения: 1 Откуда: - please select -
|
Добавлено: Чт Апр 28, 2011 12:43 am Заголовок сообщения: |
|
|
Я учусь на рекламиста и нам преподаватели тоже твердят с первого курса про правило восприятия информации слева направо.На практике был такой случай,когда в одной из исламских стран,где собственно читают справа налево была размещена наружная реклама европейского типа ,где слева изображался период до употребления продукта,а справа-результат после употребления продукта.Рекламная кампания была крайне провальной,поскольку местные жители считали информацию на свой манер,справа налево и получился полный каламбур. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Benk
Зарегистрирован: 17.07.2010 Сообщения: 77
|
Добавлено: Чт Апр 28, 2011 10:16 pm Заголовок сообщения: Re: ЛЕВЫЕ ТЕОРИИ О ЛЕВОМ И ПРАВОМ |
|
|
Хорошо работают подписи. Смотрел на картинки, где изображена женщина с поднятой ногой. Вроде смотрит на нас, пистолета нет... Прочитал и увидел - подлетает и падает.
Вывод ясен, фотографии необходимо подписывать. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Benk
Зарегистрирован: 17.07.2010 Сообщения: 77
|
Добавлено: Чт Апр 28, 2011 10:58 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Маргарита писал(а): | ....На практике был такой случай,когда в одной из исламских стран,где собственно читают справа налево была размещена наружная реклама европейского типа ,где слева изображался период до употребления продукта,а справа-результат после употребления продукта.Рекламная кампания была крайне провальной,поскольку местные жители считали информацию на свой манер,справа налево и получился полный каламбур. |
Я тоже слышал подобную историю. В одной из арабских стран пытались рекламировать таблетки от головной или зубной боли. На первой фотографии очень грустный человек, на второй - грустный человек принимает таблетку, на третьей - человек очень веселый. При анализе причин провала рекламной компании, было выдвинуто несколько предположений, в том числе и Ваше. Но не исключался вариант, что причиной могло послужить и то, что эти фотографии похожи на рекламу наркотиков, а страна-то исламская. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Alexander BocharOFF
Зарегистрирован: 29.03.2010 Сообщения: 34
|
Добавлено: Чт Апр 28, 2011 11:01 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Кстати да, я тоже сначала внимательно смотрел, а потом прокручивал дальше, и читал. Специально, чтоб подписи не влияли на моё восприятие. И, о чудо (!), в подписях речь шла совсем не о том, о чём я думал. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Alexander BocharOFF
Зарегистрирован: 29.03.2010 Сообщения: 34
|
Добавлено: Чт Апр 28, 2011 11:14 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Benk писал(а): | Я тоже слышал подобную историю. В одной из арабских стран пытались рекламировать таблетки от головной или зубной боли. На первой фотографии очень грустный человек, на второй - грустный человек принимает таблетку, на третьей - человек очень веселый. При анализе причин провала рекламной компании, было выдвинуто несколько предположений, в том числе и Ваше. Но не исключался вариант, что причиной могло послужить и то, что эти фотографии похожи на рекламу наркотиков, а страна-то исламская. |
Незнаю, незнаю... там на рисунках (там были именно рисунки, а не фотографии), у человека "до", голова была очень характерно подвязана платком. Я в какой-то передаче видел. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Benk
Зарегистрирован: 17.07.2010 Сообщения: 77
|
Добавлено: Пт Апр 29, 2011 1:17 am Заголовок сообщения: |
|
|
Alexander BocharOFF писал(а): | Незнаю, незнаю... там на рисунках (там были именно рисунки, а не фотографии), у человека "до", голова была очень характерно подвязана платком. Я в какой-то передаче видел. |
И я, не знаю. Об этом писал рекламщик (или рекламист?) на каком-то форуме. Типа, как сложно было продвигать что-то в странах с другими культурными традициями. Существует куча нюансов и можно "разбиться" на ровном месте и не всегда понятно почему. Кстати, это было лет -надцать назад, т.к. уже давно рекламу, в той же Турции, делают местные. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
И
Зарегистрирован: 11.01.2008 Сообщения: 581
|
Добавлено: Пт Май 06, 2011 11:45 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Не знаю, как у кого, но у меня на фотографии, картине это срабатывает на 100% однозначно и пользую поэтому, когда надо.
Представьте себе два снимка. На одном тропка в лесу приближается к средине кадра по диагонали из ЛВУ, а на втором из ПВУ. На обоих тропках в одном и том же расположении лежит по шару. Т.е. совршенно симметричные картинки. Так вот, создается впечатление, что шар, который лежит на диагонали от ЛВУ, будто бы катится К НАМ, а тот, что от ПВУ - укатывается ОТ НАС прочь.
Если на снимке что-либо движется к нам по диагонали от ПВУ, то ощущение, что он движется нехотя, с сопротивлением или нежданно-негаданно. Я именно этим объясняю "Явление Христа народу" справа налево. И потому мне не кажется таким уж "Не ждали" потому, что герой явился слева направо, эффектней (для меня) было бы наоборот. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Игорь Дехтяр
Зарегистрирован: 08.05.2011 Сообщения: 1 Откуда: Одинцово моск
|
Добавлено: Вс Май 08, 2011 1:20 pm Заголовок сообщения: |
|
|
И писал(а): | Не знаю, как у кого, но у меня на фотографии, картине это срабатывает на 100% однозначно и пользую поэтому, когда надо.
Представьте себе два снимка. На одном тропка в лесу приближается к средине кадра по диагонали из ЛВУ, а на втором из ПВУ. На обоих тропках в одном и том же расположении лежит по шару. Т.е. совршенно симметричные картинки. Так вот, создается впечатление, что шар, который лежит на диагонали от ЛВУ, будто бы катится К НАМ, а тот, что от ПВУ - укатывается ОТ НАС прочь.
Если на снимке что-либо движется к нам по диагонали от ПВУ, то ощущение, что он движется нехотя, с сопротивлением или нежданно-негаданно. Я именно этим объясняю "Явление Христа народу" справа налево. И потому мне не кажется таким уж "Не ждали" потому, что герой явился слева направо, эффектней (для меня) было бы наоборот. |
Немножко об интерпретации есть в этой книжке Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка . А вообще-то этим занималась гештальт-психология(не путать с гештальт-терапией)и понаоткрывала массу иллюзий восприятия. Вот тут есть еще мысли http://genn-mikheev.narod2.ru/yazik_fotografii/levo-pravo/. И вот тут http://ltwood.narod.ru/books/artamonov.djvu |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Vlad Ax
Зарегистрирован: 20.03.2010 Сообщения: 96
|
Добавлено: Пн Май 30, 2011 4:34 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Для себя экспериментальным путем я давно определился, что:
1. правило лево-право работает в том случае, когда считывание касается равнозначных по величине-тону объектов. В картинках рекламы с человеком страдающим от головной боли до приема таблетки анальгина и после оно имеет место быть, но прежде всего зависит от традиции чтения в этой стране (арабы считают информацию справа налево, европейцы слева направо);
2. большое значение для считывания имеют размеры объектов, ибо срабатывает принцип масштабирования. в этом случае, вне зависимости от того, как будут расставлены, скажем, матрешки, большая будет казаться расположенной ближе к зрителю и, следовательно, несущая большее значение для него, а маленькая - на заднем плане, как второ-десятостепенная;
3. помимо принципа масштабирования на восприятие влияет принцип тональной перспективы (наверное, именно с него следует начать, так как в первую очередь глаз зрителя выхватывает цвето-тонально акцентированные объекты). глаз сначала зацепится за яркий, выделенный объект, а потом переключится на более бледный;
4. замечено, что самым "раздражающим" объектом на фотографии для человека является сам человек (скажем, при прочих равных условиях на фотографии, на которой изображены человек и, допустим, дерево, взгляд зрителя сначала выхватит человека), а самой раздражающей частью этого человека - лицо (на лице - глаза). таким образом, если снятый крупным планом портрет лица повернуть по часовой на 90 градусов, сначала взгляд зрителя метнется направо к глазам, а потом налево к губам, но если повернуть его в обратную сторону, то и считывание будет обратным (опять-таки, при прочих равных, ибо можно глаза так "обработать", что зритель при всем желании их просто не найдет на карточке).
5. Арнхейм был совершенно прав, когда принципу лево-право предпочитал принцип верх-низ, но последний принцип ограничивает предыдущий тем, что с диагоналями лево-право уже не работает. например, на картине Боярыня Морозова заявление о различной скорости движения при флипе кажется совершенно умозрительным, диагональ она и есть диагональ. главное, что нет эффекта, как будто боярыня движется к зрителю, но это уже заслуги самой композиции.
6. вся эта проблема яйца выеденного не стоит и уж тем более о ней не следует думать, занимаясь репортажной или стрит фотографией. единственное исключение - область рекламы, но опять-таки решать там будет не фотограф, а дизайнер, создающий коллаж-подборку снимка. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Evgeny Berdjansky

Зарегистрирован: 30.04.2008 Сообщения: 148 Откуда: Israel Haifa
|
Добавлено: Вт Май 31, 2011 7:07 am Заголовок сообщения: |
|
|
Vlad Ax писал(а): | ...но прежде всего зависит от традиции чтения в этой стране (арабы считают информацию справа налево, европейцы слева направо);
... |
У меня большие сомнения в правоте этого утверждения. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Vlad Ax
Зарегистрирован: 20.03.2010 Сообщения: 96
|
Добавлено: Вт Май 31, 2011 12:49 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Evgeny Berdjansky писал(а): | Vlad Ax писал(а): | ...но прежде всего зависит от традиции чтения в этой стране (арабы считают информацию справа налево, европейцы слева направо);
... |
У меня большие сомнения в правоте этого утверждения. |
Это уже доказано экспериментально, но связано именно с декодированием информации, когда речь идет о некой последовательности равнозначных изображений. Что касается внутреннего поля кадра, то там уже этот принцип не работает, так как большее значение приобретают акцентированные тем или иным способом детали. В общем, над проблемой право-лево стоит думать дизайнерам, но не фотографам. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Antonio
Зарегистрирован: 10.06.2011 Сообщения: 1 Откуда: Киев
|
Добавлено: Пт Июн 10, 2011 5:46 pm Заголовок сообщения: |
|
|
ИМХО принцип "права/лева" достаточно надуман. фото или картина - это проекция 3Д мира на 2Д плоскость, а на этой плоскости нашими восприятиями рулит геометрия, основное направление восприятий задается взаимным расположением геометрических фигур разных размеров. правило диагоналей (на пару с пресловутыми третями) объясняет многие вещи в восприятиии человеком какой-либо картинки. а диагональ она ж из нижнего левого в верхний правый или из верхнего левого в нижний правый - вот вам и право, и лево . ИМХО во всех приведенных иллюстрациях основное направление восприятия задают именно диагонали (про боярыню - самый яркий пример), а все остальное уточняет оттенки восприятия. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
SHeen
Зарегистрирован: 14.02.2012 Сообщения: 1
|
Добавлено: Ср Фев 15, 2012 12:03 am Заголовок сообщения: |
|
|
Я эту статью нашёл и форум тоже пытаясь понять одну очень известную картину, думаю Лапин её не расписал, так что можно попробовать с "чистого листа". Я говорю про "Три богатыря" Васнецова:
Композицию этой картины я не понимаю - смотрят влево, расположены практически у края, при этом в правой части полно пространства. По мне так, если бы они вглядывались вправо было бы "фотографически" правильнее, либо если бы в левой части было больше пространства. Но Васнецов решил иначе и вот почему иначе я не могу понять. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Kaonasi
Зарегистрирован: 17.03.2012 Сообщения: 3
|
Добавлено: Сб Мар 17, 2012 10:15 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Я тоже думаю, что принцип надуман. Занимаясь несколько лет вплотную изучением японского языка столкнулся с тем, что картинки читаю именно справа налево, причём даже не только картинки, но и вертикальные надписи на русском языке и лишь после почти полминутной попытки понять что за бред я читаю, приходится перестраиваться и читать "нормально".
Саму "теорию" разрабатывали европейцы, но если бы она была плодом размышлений азиатских учёных, всё было бы в точности до наоборот ))))
Насчёт Васнецова, кстати, вопрос крайне интересен. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Vlad Ax
Зарегистрирован: 20.03.2010 Сообщения: 96
|
Добавлено: Вс Мар 18, 2012 1:09 pm Заголовок сообщения: |
|
|
SHeen писал(а): | Я эту статью нашёл и форум тоже пытаясь понять одну очень известную картину, думаю Лапин её не расписал, так что можно попробовать с "чистого листа". Я говорю про "Три богатыря" Васнецова:
Композицию этой картины я не понимаю - смотрят влево, расположены практически у края, при этом в правой части полно пространства. По мне так, если бы они вглядывались вправо было бы "фотографически" правильнее, либо если бы в левой части было больше пространства. Но Васнецов решил иначе и вот почему иначе я не могу понять. |
Все просто. Картина "Богатыри" не о богатырях как таковых, это не столько групповой портрет, сколько аллегорическое патриотическое полотно о России. Богатыри стоят на границе леса и степи, и показывать степь художнику не нужно было, ему важно было показать, что за спиной богатырей Русская земля. Поэтому важно не то, куда они смотрят, а то, что находится за ними. Помимо подчеркивания зп композиционно, есть на картине еще и визуальная перекличка: лук Алеши Поповича по форме и тону перекликается с формой летящей птицы справа между двух камней на зп.
п.с. примечательно, что первый набросок к картине был сделан в более "классическом ключе" и фигуры были сдвинуты в противоположную направлению взгляда сторону http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8c/Vasnetsov_bogatyri_nabrosok.jpg |
|
Вернуться к началу |
|
 |
|