ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ФОТОКЛУБ ОПРОСЫ КАТАЛОГ ФОРУМ ССЫЛКИ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ADMIN
 FAQFAQ   ПользователиПользователи   Поиск по форумуПоиск по форуму   РегистрацияРегистрация   ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

ФИЛОСОФИЯ КВАДРАТА

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ФОРУМ ХЭ -> СТАТЬИ
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
ХЭ
Администратор


Зарегистрирован: 17.11.2005
Сообщения: 5063
Откуда: Россия, Москва

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 07, 2013 2:05 pm    Заголовок сообщения: ФИЛОСОФИЯ КВАДРАТА Ответить с цитатой

Обсуждение статьи Владислава Аксенова "ФИЛОСОФИЯ КВАДРАТА или К ВОПРОСУ О СЕМИОТИКЕ ФОРМАТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ"

[ http://photo-element.ru/analysis/aks/aks.html ]
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Надежда Латунова



Зарегистрирован: 03.02.2012
Сообщения: 34

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 27, 2013 8:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо, Влад.
Познавательно, прочитала с большим интересом. Отдельно хочу отметить хороший слог и ясность изложения.


Последний раз редактировалось: Надежда Латунова (Чт Ноя 28, 2013 11:19 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дмитрий Мошкин



Зарегистрирован: 21.02.2011
Сообщения: 255
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 28, 2013 10:28 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Статья читается легко , благодаря ясности изложения . Эта ясность позволяет взглянуть на обсуждаемый предмет критически , предлагает самостоятельно его осмыслить , спасибо . В результате у меня появились некоторые соображения , которые здесь озвучу . Не в качестве оппонирования , а как дополнение .
Касательно рождения рамки , можно предположить и такую его обусловленность , как потребность разграничить мир зрителя и мир изображения ввиду особой значимости изображаемого . Здесь интересно проследить изменение отношения к богам от древней истории до средневековья . Если древние боги считались неотъемлемой частью физического мира и их явление простому смертному не было исключительным явлением , то со временем в культуре имело место всё большее разграничение на два мира -- мир богов и мир людей . И рамка стала воплощением этой границы . В этом контексте нимб на изображениях святых -- та же граница , только внутри изображения , в котором есть место и земному . Хочу подчеркнуть , что это касается исключительно психологических предполагаемых причин рождения рамки , в отличие от прикладных , диктуемых материалом и технологией . Это хорошо демонстрирует существование такого феномена , как оклад , в котором слились воедино и нимб , и граница изображения , символизирующая её духовную важность . Напротив , придание раме свойств окна , зеркала , дверного проёма , как об этом пишет тот же С. Даниэль (Искусство видеть . гл.2) , призвано скорее примирить зрителя с ограничением изображения , оправдать его .
В связи с этим появление разных форматов логичнее объяснить чисто прикладными причинами , диктуемыми особенностями носителя изображения -- формой предмета , архитектурными и интеръерными лакунами , предназначенными для изображения . Впрочем , осознанный выбор формата художником в дальнейшем , при возможности такового , говорит о несомненной важности его анализа и использования выявленных свойств . В этом смысле очень интересен пример майолики Джорджио Андриоли в статье , где в диктуемый изначально формат тондо художник внёс необходимый ему по характеру квадрат . В результате он достиг удивительного эффекта , благодаря конфликту двух форматов , как противостоянию и взаимодействию двух миров . Это хорошо видно при сравнении двух одинаковых сюжетов , по разному реализованных этим мастером . Приведённый ниже автопортрет В. Майер тоже можно рассматривать как неподчинение диктату изначально заданного формата .
Что касается анализа внутриформатных схем компоновки , то разметка произведений старых мастеров кажется мне произвольной , не очень-то и совпадающей с линиями на картине . В этом наблюдении кроется своеобразный плюс -- начинаешь замечать , что если бы всё точно совпадало , то картина бы умерла , обнажив свой жалкий геометрический скелетик . Судя по исследованиям механизмов зрения (С.Палмер Наука о зрении . От фотонов к феноменологии . ), восприятие картины складывается из сложных паттернов , иерархия которых выстраивается из сочетания физиологических и смысловых приоритетов . Физиологические , в свою очередь , складываются из нескольких компонент . В любом случае , движение взгляда по картине и результаты восприятия много сложнее , чем эти линии , аппроксимирующую способность которых я бы принимал с большим осмотрением .
С заключением о практической пользе статьи согласен Smile .


Последний раз редактировалось: Дмитрий Мошкин (Чт Ноя 28, 2013 11:37 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Ja



Зарегистрирован: 17.12.2005
Сообщения: 655
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 28, 2013 11:17 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хорошая статья. Живо написана, читается легко и с удовольствием (после Фельдмана с Садовским так просто праздник литературы и отдохновение души). Исторический экскурс интересный, разборы фотографий написаны хорошо.

Вот только когда автор переходит от описаний к обоснованиям получается не очень. Ну как можно сравнивать форматы фотографий, типичный угловой размер которых для зрителя составляет 40-50 градусов и широкоформатный кинематограф где и 100 градусов не предел? Или вот в тексте добрую дюжину раз я встретил выражение "Таким образом" в значении "из вышесказанного следует", но практически каждый раз обоснование и вывод связаны очень уж зыбко.

Например: фраза "Таким образом, мы выяснили, что квадратные рамки способствуют большему абстрагированию зрителя от изображенного, подчеркивают плоскостность картины, нежели рамки горизонтального формата, облегчающие процесс «вхождения» в изображение." обозначает в сущности, что автор несколько раз повторил нам этот тезис, а потом назвал это словом "выяснили".

Или вот: "Таким образом, мы видим, что складывавшиеся изначально прямоугольный и округлый форматы предполагали так же и внутреннюю схему последовательности знаков: решетчатую в квадрате и спиралевидную в круге" - решительно не понятно откуда взялось слово "предполагали" при том, что выше наравне со спиральным построением в круге приведено и решетчатое в нём же. Кроме того наличие примеров ничего не доказывает. Можно привести 100500 примеров равнобедренных треугольников, но это не значит, что "треугольник предполагает равнобедренность".

И так далее. Многовато натяжек. Автор скорее стремится убедить, чем доказать, но оформляет свои убеждения как "выводы".

Ну и по мелочи.
Марк Шагал впервые упоминается в фразе "Не случайно выше был упомянут и Марк Шагал". При том, что кроме абзаца из которого взята цитата Марк Шагал более нигде не упомянут.
_________________
Обратное так же не верно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Vlad Ax



Зарегистрирован: 20.03.2010
Сообщения: 96

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 28, 2013 12:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

[quote="Дмитрий Мошкин"]

Дмитрий, спасибо за развернутый комментарий. Несколько мыслей по поводу ваших дополнений: идея насчет разграничения мира "богов и людей" мне кажется несколько натянутой, так как касается исключительно погребально-религиозной живописи, тут нужно найти более широкое обобщение, и, в общем-то, оно уже найдено. Это приводимая мной в статье теория Успенского о "внутреннем" и "внешнем" взгляде. Оно ее обосновывает, кстати, в том числе на примере литературных произведений. А вот что касается ваших слов о нимбе как внутренних рамках, то эта тема мне кажется более перспективной, не случайно я соотнес картину Лисицкого со Спасом: в иконописи можно усмотреть схемы будущих авангардистов. Кроме того, советую вам познакомиться, если не читали, с работой Ж.Делёза о художнике Ф.Бэконе, в которой он так же отмечает, что Бэкон использует окружность в качестве внутренних рамок произведения, создает тем самым эффект картины в картине. Впрочем, в статье я об этом писал. По поводу ссылки на Даниэля про то, что внутренние границы изображения должны былии примирить зрителя с форматом, облегчить процесс восприятия я то же в статье писал, когда говорил о репуссаре, со ссылкой и на Даниэля, и на Фуко. Однако эта тема уже достаточно изучена для того, чтобы останавливаться на ней отдельно.
Еще раз спасибо за комментарий. Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Vlad Ax



Зарегистрирован: 20.03.2010
Сообщения: 96

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 28, 2013 12:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

[quote="Ja"]


1. Вадим, вы невнимательны. Структура аргументации у меня классическая: тезис, аргумент, вывод. Везде, где я пишу "таким образом", следует вывод именно после аргументов. Вы пишите, что вам "решительно непонятно", но это не более чем признание в собственной невнимательности, но я вам напомню то, что вы пропустили: "предполагаемость" внутренней композиционной схемы решетки или спирали мной выводится генетическим методом, через связь изобразительного формата станковой живописи и традиции древнего письма. Далее, что касается решеток у Мартини, Тициана или Веласкеса, уже идет иллюстрация той аксиомы, что соответствующие построения перешли и в эпоху Ренессанса. Собственно именно связь письменной традиции и изобразительного искусства составляет научную новизну моего исследования. По крайней мере именно в такой форме, в какой эту связь обнаруживаю я (через формат и систему последовательности записи знаков), я ни у кого ее не встречал.

2. В самом начале вы удивляетесь, как можно сранивать форматы кинематографа и фотографии, учитываю разницу в углах обзора изображения. Это я оставляю на вашей совести без комментариев. Но могу помочь вам самому ответить на свой вопрос, упомянув, что можно сравнивать даже форматы живописи и художественной литературы (что давно стало нормой в семиологии, взять к примеру того же Успенского), а Э.Чередник вообще посоветовал мне сравнить формат в живописи и музыке. очень интересное, кстати, предложение, только оно пока лежит за пределами моей компетенции в музыкальной теории. Так что ваше недоумение есть просто неподкованность в теории.

3.По поводу М.Шагала спасибо. Это оплошность, связанная с тем, что в последний момент я редактировал статью и сократил ряд абзацев, в том числе и тот, где первый раз упомянул о шагале, не отредактировав затем второе упоминание о нем.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ja



Зарегистрирован: 17.12.2005
Сообщения: 655
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 28, 2013 1:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

[quote="Vlad Ax"]

Тезис: Квадрат более условен, чем прямоугольник и меньше вовлекает в себя зрителя.

Аргументы: Приведены ПРИМЕРЫ. Из кинематографа два фильма. Одна фотография Гарри Груйера. И рассмотрены две картины Леонардо да Винчи. Комментарии к фильмам, фотографии и картинам безусловно интересны.

Вывод: "Таким образом, мы выяснили, что квадратные рамки способствуют большему абстрагированию зрителя от изображенного, подчеркивают плоскостность картины, нежели рамки горизонтального формата, облегчающие процесс «вхождения» в изображение"

Могу только ещё раз повторить - наличие трёх-пяти-семи примеров это не "мы выяснили, что", а "мы выяснили, что бывает и так". то есть из наличия примеров подтверждающих тезис восе не следует, что другие примеры его не опровергнут. А у вас доказательство практически всех тезисов состоит из нескольких примеров и всё.
_________________
Обратное так же не верно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дмитрий Мошкин



Зарегистрирован: 21.02.2011
Сообщения: 255
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 28, 2013 2:15 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Vlad Ax писал(а):


Дмитрий, спасибо за развернутый комментарий. Несколько мыслей по поводу ваших дополнений: идея насчет разграничения мира "богов и людей" мне кажется несколько натянутой, так как касается исключительно погребально-религиозной живописи, тут нужно найти более широкое обобщение, и, в общем-то, оно уже найдено. Это приводимая мной в статье теория Успенского о "внутреннем" и "внешнем" взгляде.

Конечно , теория Успенского обосновывает феномен рамки более широко , но я говорил только об его истоках , когда религиозно-погребальная живопись дала толчок к его осмыслению как необходимости , вне зависимости от требований прикладного характера .
К библиографии присмотрюсь , спасибо .
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Vlad Ax



Зарегистрирован: 20.03.2010
Сообщения: 96

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 28, 2013 2:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

[quote="Ja"]
Vlad Ax писал(а):


Тезис: Квадрат более условен, чем прямоугольник и меньше вовлекает в себя зрителя.

Аргументы: Приведены ПРИМЕРЫ. Из кинематографа два фильма. Одна фотография Гарри Груйера. И рассмотрены две картины Леонардо да Винчи. Комментарии к фильмам, фотографии и картинам безусловно интересны.

Вывод: "Таким образом, мы выяснили, что квадратные рамки способствуют большему абстрагированию зрителя от изображенного, подчеркивают плоскостность картины, нежели рамки горизонтального формата, облегчающие процесс «вхождения» в изображение"

Могу только ещё раз повторить - наличие трёх-пяти-семи примеров это не "мы выяснили, что", а "мы выяснили, что бывает и так". то есть из наличия примеров подтверждающих тезис восе не следует, что другие примеры его не опровергнут. А у вас доказательство практически всех тезисов состоит из нескольких примеров и всё.


Вадим, вы, чувствуется, плохо знакомы с системой научной аргументации, но заниматься вашим образованием я не буду. К слову, погуглите, что есть аристотелевский принцип "достаточности основания" или что такое "бритва" английского философа Оккамы. Это к вопросу о том, сколько примеров - три-четыре-пять, - достаточно приводить. Это первое.

Второе. Вы утверждаете, что можете привести 100500 примеров обратного. Ок. Я даже не буду просить вас привести больше примеров, чем привел я, я попрошу привести вас только один-единственный контрпример. Напомню, что речь шла о генетической связи прямоугольника с решеткой и круга со спиралью. Приведите, пожалуйста, мне пример прямоугольника со спиралью в традиции древнего письма, чтобы можно было подтвердить ваше утверждение о том, что "бывает и так", и я вам скажу искреннее спасибо, ибо мне самому такие примеры неизвестны. Ну а тот факт, что в будущем спираль появляется и в квадрате, учитывая диалектическое родство квадрата и тондо, я и сам показываю на примере Шагала.

Итак, я жду от вас либо контрпримеров (одного-единственного!), либо признания несостоятельности ваших замечаний.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ja



Зарегистрирован: 17.12.2005
Сообщения: 655
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 28, 2013 4:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Vlad Ax писал(а):


Вадим, вы, чувствуется, плохо знакомы с системой научной аргументации, но заниматься вашим образованием я не буду. К слову, погуглите, что есть аристотелевский принцип "достаточности основания" или что такое "бритва" английского философа Оккамы. Это к вопросу о том, сколько примеров - три-четыре-пять, - достаточно приводить. Это первое.

Второе. Вы утверждаете, что можете привести 100500 примеров обратного. Ок. Я даже не буду просить вас привести больше примеров, чем привел я, я попрошу привести вас только один-единственный контрпример. Напомню, что речь шла о генетической связи прямоугольника с решеткой и круга со спиралью. Приведите, пожалуйста, мне пример прямоугольника со спиралью в традиции древнего письма, чтобы можно было подтвердить ваше утверждение о том, что "бывает и так", и я вам скажу искреннее спасибо, ибо мне самому такие примеры неизвестны. Ну а тот факт, что в будущем спираль появляется и в квадрате, учитывая диалектическое родство квадрата и тондо, я и сам показываю на примере Шагала.

Итак, я жду от вас либо контрпримеров (одного-единственного!), либо признания несостоятельности ваших замечаний.


Напоминаю, что принцип Оккама никакого отношения к доказательству тезисов не имеет, а всего лишь говорит о том, что из двух гипотез больше шансов на истинность у более простой.

Я утверждаю, что могу привести 100500 примеров обратного? Укажите где это я такое утверждаю.

Напоминаю, что в части статьи посвящённой генетической связи прямоугольника с решеткой и круга со спиралью вы сами приводите пример круга с решеткой. На счёт прямоугольника со спиралью погуглите "Бустрофедон" или "меандр" или взгляните на http://ec-dejavu.ru/l/labyrinth-4.html. О спиралях в квадрате можно почитать погуглив также игру "Аштапада" особенно картинки. Например тут http://thaichess.narod.ru/index/alternativnoe/0-7

Но дело совсем не в этом. Я не собираюсь опровергать ваши тезисы. Просто использование примеров вместо доказательства лично для меня превращает статью просто в ещё одно мнение.
_________________
Обратное так же не верно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Vlad Ax



Зарегистрирован: 20.03.2010
Сообщения: 96

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 28, 2013 4:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

[quote="Ja"]

1. Да будет вам известно, что бритва Оккама есть развитие аристотелевского принципа и имеет непосредственное отношение к системе доказательства. Впрочем, вы и сами составили противоречивое утверждение, заявив, что бритва Оккама определяет истинность теории (это и есть один способов доказательства). ну а упомянул бритву я потому, что из ваших вышеприведенных высказываний следует, что для вас истинным является тот тезис, который подтвержден неким непонятным множеством примеров, недопускающим иных примеров, исключений. Важно не количество примеров, а их логико-генетическая связь, непротиворечивость последней.

2. Ни принцип бустрофедона, ни "аштапад" спиралями не являются. Это прямолинейное движение по решетке, в то время как спираль прямой линии не имеет, поэтому ваше утверждение "что может быть и так" - демагогия.

3. "Использование примеров вместо доказательства":

а) в моей статье присутствует несколько систем доказательств: историко-генетическая система, формально-логическая система, в том числе употребляется "метод от противного", и др.;

б) одна из ваших логических ошибок заключается в том, что вы противопоставляете "пример" и "доказательство". Примеры это часть системы доказательств, совокупность примеров есть факт, на основании которого делается вывод после логической проверки непротиворечивости этой системы. Впрочем, бессмысленно объяснять не специалисту кухню исследовательской работы.

4. Вадим, чтобы критиковать некий текст, нужно быть специалистом в этой области. Ваши общетеоретические знания и знания предмета моей статьи, к сожалению, не позволяют вам это делать. Впрочем, благодарю вас за внимание к моему тексту, а так же найденную опечатку про Шагала, но на этом интерес к продолжению дискуссии теряю.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ja



Зарегистрирован: 17.12.2005
Сообщения: 655
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 28, 2013 5:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

[quote="Vlad Ax"]

Истинность теории и вероятность того, что теория окажется истинной это несколько разные вещи. Жаль, что вы это не понимаете.

Непротиворечивость и наличие связей условия необходимые, но не достаточные.

Истинным является тезис доказанный. Перечисление примеров для меня не доказательство, тут вы не внимательно читали мой текст. А вот то, что доказательство определяет невозможность существования примеров противоречащих доказанному тезису, тут вы правы.

То есть вам нужна была просто спираль вписанная в квадрат? Из моих примеров следует наличие в квадрате систем и траекторий отличных от построчной решетки. Ну а круг с решеткой вы и сами привели в качестве примера. Таким образом тезис о системах "решетчатой в квадрате и спиралевидной в круге" выполняется не всегда. чтд

Именно о том я и сетую - что далеко не всегда прослеживается проверка логической непротиворечивости системы в ваших рассуждениях. Но даже наличие совокупности примеров и логической не противоречивости не делают тезис истинным. Например тезис "Все треугольники равнобедренные" логически не противоречив и имеет массу подтверждающих примеров.
_________________
Обратное так же не верно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Vlad Ax



Зарегистрирован: 20.03.2010
Сообщения: 96

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 28, 2013 5:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

[quote="Ja"]
Vlad Ax писал(а):



Таким образом тезис о системах "решетчатой в квадрате и спиралевидной в круге" выполняется не всегда. чтд



Хватит использовать демагогический прием"неверного утверждения", приписывая мне то, что сами недопоняли. Я нигде не выстраивал жесткой зависимости"квадрат-решетка и круг-спираль" в изобразительном искусстве, я только писал о том, что квадрату генетически ближе решетка, чем спираль, которая более свойственна кругу в период формирования древней системы линейного фонетического письма. И сам же привел как примеры в доказательство, так и исключения (вавилонская табличка с решением квадратного уравнения). Так что мне не понятно, какой именно мой тезис вы пытаетесь опровергнуть.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ja



Зарегистрирован: 17.12.2005
Сообщения: 655
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 28, 2013 5:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Vlad Ax писал(а):
Ja писал(а):


Таким образом тезис о системах "решетчатой в квадрате и спиралевидной в круге" выполняется не всегда. чтд



Хватит использовать демагогический прием"неверного утверждения", приписывая мне то, что сами недопоняли. Я нигде не выстраивал жесткой зависимости"квадрат-решетка и круг-спираль" в изобразительном искусстве, я только писал о том, что квадрату генетически ближе решетка, чем спираль, которая более свойственна кругу в период формирования древней системы линейного фонетического письма. И сам же привел как примеры в доказательство, так и исключения (вавилонская табличка с решением квадратного уравнения). Так что мне не понятно, какой именно мой тезис вы пытаетесь опровергнуть.


Напоминаю: "прямоугольный и округлый форматы предполагали так же и внутреннюю схему последовательности знаков: решетчатую в квадрате и спиралевидную в круге". Выглядит это довольно жесткой зависимостью. Во всяком случае слово "предполагали". О чём я и написал в первом комментарии.
_________________
Обратное так же не верно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Vlad Ax



Зарегистрирован: 20.03.2010
Сообщения: 96

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 28, 2013 5:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ja писал(а):


Напоминаю: "прямоугольный и округлый форматы предполагали так же и внутреннюю схему последовательности знаков: решетчатую в квадрате и спиралевидную в круге". Выглядит это довольно жесткой зависимостью. Во всяком случае слово "предполагали". О чём я и написал в первом комментарии.


Чисто грамматически тут использовано прошедшее время: предполагали не значит предполагают всегда. Семантически глагол предполагать не равнозначен глаголам "обязывать", "требовать" и т.д., т.е. у него именно что мягкая, а не жесткая, зависимость. Да и по контексту это был вывод по разделу, посвященному древнему письму, а в разделе по ренессансу я, наоборот, привожу примеры совмещения этих схем. Так что нет тут никакой жесткой зависимости, да и в заключении я делаю вывод о том, что нужно избегать подобного схематического упрощения, совмещая разные изобразительные приемы и принципы, что проиллюстрировал примером Каваучи.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ja



Зарегистрирован: 17.12.2005
Сообщения: 655
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 28, 2013 6:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

[quote="Vlad Ax"]

Вот и разобрались. Ежели избегать схематического упрощения и совмещать разные приемы и принципы. То оно и хорошо. Я же говорю - как мнение уважаемого мной автора статья очень интересная и полезная. А то, что некоторые утверждения могут быть прочитаны жестче, чем предполагал автор это особенности авторского стиля.
_________________
Обратное так же не верно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Vlad Ax



Зарегистрирован: 20.03.2010
Сообщения: 96

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 28, 2013 6:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

[quote="Ja"]
Vlad Ax писал(а):


Вот и разобрались. Ежели избегать схематического упрощения и совмещать разные приемы и принципы. То оно и хорошо. Я же говорю - как мнение уважаемого мной автора статья очень интересная и полезная. А то, что некоторые утверждения могут быть прочитаны жестче, чем предполагал автор это особенности авторского стиля.


Ок. Договорились Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ja



Зарегистрирован: 17.12.2005
Сообщения: 655
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Пн Дек 02, 2013 12:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ели вас всё ещё интересует
Vlad Ax писал(а):
пример прямоугольника со спиралью в традиции древнего письма
, то можно взглянуть на http://en.wikipedia.org/wiki/File:MahaPratyangira_Mantra.png спирали в прямоугольнике присутствуют.

Кстати, вот ещё интересная ссылка - http://statearchive.ru/435?page=1 ...
_________________
Обратное так же не верно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
sayjey



Зарегистрирован: 23.03.2007
Сообщения: 175
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Дек 03, 2013 9:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Отличная статья. Спасибо!
_________________
полили ли лилии?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Между тем



Зарегистрирован: 13.09.2008
Сообщения: 718

СообщениеДобавлено: Пт Июн 19, 2015 11:55 am    Заголовок сообщения: Семиотика формата Ответить с цитатой

Автор аналитической статьи полагает, что витрувианский человек вписан в круг, очерчиваемый движениями его рук. Откуда в таком случае растут руки у витрувианского человека? Из пупа, который Леонардо поместил в центр круга?

Автор подкрепляет свои рассуждения цитатой из Иттена про древнеегипетский иероглиф-квадрат "поле". Иероглифы классифицированы и даже включены в юникод. Ни в классификации, ни в юникодовском наборе "иероглифа Иттена" нет. Может ли считаться аналитической статья, при подготовке которой не выполнены элементарные проверки источников?

Первый из «снимков в формалистической традиции, сделанные последней российской императрицей Александрой Федоровной. 1899» можно рассмотреть на сайте гос. архива:
http://statearchive.ru/assets/galleries/437/184.jpg
За брызгами угадываются очертания какого-то сооружения. Соседний по времени, месту съёмки снимок из альбома позволяет рассмотреть сооружение:
http://statearchive.ru/assets/galleries/437/183.jpg
Можно видеть, что "снимок в формалистической традиции" является семейноальбомной фотографией, на которой фотолюбительница попыталась запечатлеть водные процедуры своих близких. Виден купальный павильон и горка, по которой купающиеся съезжают в воду. Из-за неправильного расчёта времени срабатывания затвора на снимке зафиксировался всплеск. Перед нами фотобрак, а не фотоформализм. Присущая, якобы, квадратным кадрам и царственным фотолюбителям формалистичнось улетучилась.

Аналитика не может заключаться в том, чтобы приписывать снимкам содержание, которого в них нет.
Второй "снимок, сделанный последней российской императрицей Александрой Федоровной в 1899" можно видеть в альбоме "Романова Ольга Николаевна. Альбом фотоснимков. 1907-1908гг."
http://statearchive.ru/435
Аналитик допустил фактическую ошибку, указав неправильную дату снимка.
Небрежное отношение к фактам можно видеть и в том, как датированы "Первые фотографии, снятые на камеру Кодак, 1888". На сайте архива, хранящего снимки указано, что они сделаны в 1890 году, т. е. более чем через год после создания первого Кодака. Очевидно, что это не первые фотографии, сделанные на Кодак.

Круглый формат снимков Кодака объясняется не тем, что люди фанатели от тондо, а тем, что объектив камеры сильно гадил по углам. "Увлечение тондо" закончилось, когда Кодак спустя примерно 5 лет выпустил более совершенную модель с исправленным объективом и полным "формалистическим" квадратным форматом.

Автор "аналитической статьи" утверждает, что "форматы кадра как в пленочной, так и цифровой фотографии изначально заданы и ограничены: несколько традиционных панорамных, классический 35 мм, парочка среднеформатных, циркулярный – выбор не так велик, как у художника".

Чтобы оценить, насколько велик выбор у фотографа, надо систематизировать фотографические форматы. Из статьи видно, что её автор не различает форматы светочувствительных материалов, форматы светочувствительных элементов, форматы камер, форматы объективов, форматы средств печати, форматы отпечатков.
1) Форматы светочувствительных материалов:
1.а) форматы плёнок:
1.a.i) рулонные: тип 110, тип 120/220, тип 127, тип 135, 70mm (устаревшие не приводятся);
1.a.ii) листовые: 4x5 дюймов, 8х10 дюймов, 6.5х9 см, 9х12 см, 10х15 см, 13х18 см, 18х24 см, 24х30 см;
1.б) форматы пластин: 1/16я, 1/9я, 1/6я, 1/4я, 4х5 дюймов, 1/2я, 8х10 дюймов, целая пластинка, 9х12 см.
1.в) форматы интегрированных/instant image материалов: тип 100, тип 600, 4х5 дюймов
Формат светочувствительного материала задаёт максимальные размеры фиксируемого фотографического изображения, получаемого без использования коллажных техник. Если материалы изготовлены кустарным, не промышленным способом, то их формат может быть не стандартным, а заданным изготовителем. Дополнительно можно указать, что некоторые производители вроде Ilford идут на встречу заказчику, нарезая листовую плёнку по индивидуальным форматам.
2) Формат камеры дополнительно ограничивает возможные размеры негатива или позитива, фиксируемого на светочувствительном материале. Например, если в камере используется плёнка типа 120, то максимальный размер зафиксированного на ней изображения не может превышать 6х76см. Какого именно размера будут негативы/позитивы -- во многом зависит от формата камеры. Если мы используем слит-скан аппарат, мы можем занять всю площадь плёнки одной экспозицией. Т. е. возможный размер кадра будет 6х76см. Если мы используем панорамную камеру 6х17, экспозиций будет больше, а максимально возможный размер каждой из них -- меньше. 6х12, 6х9, 6х8, 6х7, 6х6, 6х4.5 аналогично. В камеру можно вложить маску-вкладыш и получать форматы, меньше полного камерного формата, например в камере 6х6 можно получать "панорамы" 6х3. Камера может быть универсальной, позволяющей работать со светочувствительными материалами разных форматов. Например, к камере Hasselblad V-серии (формата 6х6) можно пристегнуть задник для 35мм плёнки, в этом случае ширина негатива будет ограничена форматом плёнки, а длина -- форматом камеры (~60мм). Если к той же камере пристегнуть магазин для Поляроида типа 600, размер изображения будет ~6х6, хотя размер материала ~8x10 см. Другие камеры при использовании одного типа фотоматериалов поддерживают более одного камерного формата. Например, Hasselblad Xpan может делать снимки панорамного формата или обычного (36х24мм).
3) Формат объектива определяет, реализуем ли мы все возможности камеры по формату. Если объектив не кроет полный камерный кадр, то размер негатива будет меньше возможного. Если на объектив прикручивать маскирующие насадки можно получить ещё более мелкое изображение. Маска перед объективом и внутрикамерная маска-вкладыш позволяют получать изображения любой нужной фотографу формы, вписывающейся в ограничения, заданные типом материала, форматом камеры и форматом объектива.
4 и 5) Форматы материалов (фотобумаг) для печати и форматы средств печати влияют на размеры отпечатков примерно тем же способом как формат плёнок/пластин/instant-материалов и формат камер.

Использование коллажей позволяет получать итоговое изображение любой нужной формы и площади. Например, см. коллажные панорамы Марка Джонстона: http://www.photographer.ru/nonstop/picture.htm?id=639656

Можно провести схожие выкладки по цифровой фотографии. При этом формат светочувствительного материала заменяется на размеры матрицы, и делается поправка на софт камеры, выполняющий внутрикамерную сшивку панорамы из последовательности снимков.

Следует сделать вывод, что можно предоставить производителю фототехники и фотоматериалов решить "проблему формата" или же взяться за неё самому, осознавая всю широту диапазона средств, используемых при решении.

Автор "аналитической статьи" ссылаясь на Шарковского пишет, что "камера имеет свои собственные мысли о фотографии и фотографу, держащему ее в руках, необходимо с ними считаться. Одна из этих «мыслей» камеры есть идея формата кадра: заданные квадратом или иным форматом границы изображения предопределяют особенности структурирования изображения."

Без указания источника нельзя понять, какова была исходная мысль Шарковского. Как бы то ни было, припомним известную фотографию Рейландера "Два пути жизни". Эта работа свидетельствует, что формат (камеры / съёмочного объектива) не является непреодолимым препятствием для фотографа. 32 негатива были использованы для комбинированной печати. Итоговый формат фотографии определил фотограф, перешагнув через технические ограничения используемой им камеры, использовав столько негативов, сколько посчитал нужным.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ФОРУМ ХЭ -> СТАТЬИ Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

Anti Bot Question MOD - phpBB MOD against Spam Bots

Яндекс цитирования Номинант Премии Рунета 2006, 2008 Page copy protected against web site content infringement by Copyscape Каталог фоторесурсов Рунета Фотожурнала ХЭ Вебмастеру: нажмите, чтобы узнать, как разместить на своём сайте кнопку Фотожурнала ХЭ